Офіційна сторінка дитячої амбулаторії «Педіатр Плюс»
+38 (095) 717 70 48, +38 (097) 708 64 67, +38 (093) 535 85 42

Аутизм (расстройство аутистического спектра)

розділ: Аутизм,   дата: 28.06.2016,   автор: Ключка Р.А. по материалам mayoclinic.org      

Это серьезное психомоторное расстройство, которое нарушает способность ребёнка общаться и взаимодействовать с окружающими людьми. Аутизм представляет собой ограничение жизненных интересов, повторяющиеся модели поведения и, как следствие, вызывает проблемы адаптации в различных сферах человеческой деятельности.

Американская ассоциация психиатрии определяет расстройство аутистического спектра (РАС) как совокупность следующих патологий: аутизм, синдром Аспергера,  детское дезинтегративное расстройство и первазивное расстройство развития.

Число детей с диагнозом РАС растёт с каждым годом. Пока не ясно, связано ли это с лучшей диагностикой или реальным ростом патологии.

Нужно отметить, что специальных методов лечения аутизма не существует. Однако при условии раннего выявления этой патологии и последующих грамотных занятий с ребенком, качество его жизни в будущем будет намного выше.

Симптомы.

РАС влияет на восприятие и общение ребёнка с окружающими, вызывая проблемы в таких важных областях развития, как социальное взаимодействие и поведение.

У некоторых детей РАС проявляется в раннем младенческом возрасте, другие - нормально развиваются первые месяцы или даже годы, а затем становятся замкнутыми или агрессивными, теряют языковые навыки, приобретенные ранее.

Каждый ребенок с РАС имеет свои особенности проявления этой патологии, степень тяжести потери социальной адаптации может быть как умеренной, так и тяжелой.

Ниже приведены общие признаки расстройства аутистического спектра.

Социальная сфера (коммуникация и взаимодействие).

·  Ребенок не реагирует на свое имя - создается впечатление, что он вас не слышит.

·  Предпочитает проводить время в одиночестве, замкнут.

·  Скудная мимика и слабый зрительный контакт.

·  Речь замедлена или отсутствует.

·  Ребенку сложно начать разговор и долго поддерживать какую-то одну тему.

·  Говорит необычным тоном, не соблюдая нормальный ритм (например, произносит слова нараспев или как робот).

·  Может повторять за вами слова или фразы, но не понимает, как ими пользоваться в разговорной речи.

·  Не может понять простые вопросы или указания.

·  Не выражает эмоции и чувства, а также не реагирует на их проявления у других.

Модели поведения.

·  Ребенок повторяет одни и те же движения. Например, раскачивается из стороны в сторону или хлопает в ладоши. Также возможны действия, которые могут наносить вред самому ребенку, например, удары головой о стену.

·  Соблюдает конкретные процедуры или ритуалы, при малейшем изменении которых испытывает стресс.

·  Постоянная ходьба.

·   Проблемы с координацией движений, нарушение походки: ребенок может быть неуклюж, ходить на носочках.

·  Может быть заинтересован деталью объекта, а сам объект интереса не представляет. Например, ребенок увлечен колесом от игрушечной машинки, а на машинку не обращает внимания.

·  Возможна высокая чувствительность к звукам, свету, прикосновениям и при этом отсутствие реакции на болевой фактор.

·  Пищевые предпочтения могут выражаться в употреблении ограниченного количества продуктов или продуктов похожих по составу.

Большинству детей с РАС сложно дается получение новых навыков и учеба, а у некоторых наблюдается невысокий уровень интеллекта. Однако у остальных – интеллект нормальный или даже высокий, при этом сохраняются проблемы социальной адаптации. У небольшой группы детей с РАС выявляются исключительные способности в какой-либо сфере науки или искусства. Таких детей называют саванты.

По мере взросления часть детей начинают больше общаться с окружающими и проявляют меньше признаков РАС. Некоторые могут вести практически нормальную жизнь. Остальные, наоборот, начинают испытывать в подростковом и взрослом возрасте еще большие поведенческие и социальные проблемы.

Когда необходимо обратиться к врачу.

Дети развиваются в своем собственном темпе, не всегда вписываясь во временные рамки, которые представляют себе их родители. Но у детей с РАС, как правило, проявляются признаки замедленного развития в течение первого года жизни.

При подозрении на то, что у вашего ребенка РАС, обсудите этот вопрос с врачом. Симптомы, связанные с этой патологией, также могут обнаруживаться при других нарушениях развития. Чем раньше начать лечение, тем эффективнее оно будет.

Обратите внимание на следующие маркеры:

·  В 6 месяцев ребенок не улыбается.

·  В 9 месяцев отсутствует имитация звуков и/или подражание мимике взрослых.

·  В 12 месяцев ребенок не лепечет, не произносит отдельные слоги.

·  В 16 месяцев не говорит отдельные слова.

·  В 18 месяцев не играет, подражая действиям взрослых.

·  В 24 месяца не говорит словосочетания из двух слов.

·  Ребенок теряет навыки, приобретенные ранее (может произойти в любом возрасте).

Причины.

РАС является  патологией, точную причину возникновения которой назвать сложно. Большое значение могут играть как генетический фактор, так и влияние окружающей среды. 

·  Генетические проблемы. Несколько различных генов могут быть вовлечены в появление РАС. У некоторых детей аутизм связан с такими генетическими нарушениями, как синдром Ретта и синдром Мартина-Белл (синдром ломкой Х-хромосомы).  В других случаях генетические изменения могут сделать ребенка более восприимчивым к аутистическим нарушениям.

·  Факторы окружающей среды. В настоящее время активно изучается влияние на возникновение РАС таких факторов, как вирусные инфекции, осложнения во время беременности и различные неблагоприятная экологическая обстановка.

Важно!  Отсутствует связь между расстройством аутистического спектра и проведением плановой вакцинации!

Один из самых больших споров насчет природы РАС заключается в том, существует ли связь между возникновением этой группы патологий и проведением вакцинации в детском возрасте (в частности, вакцина КПК – корь-краснуха-паротит). Несмотря на обширные исследования, ни одно из них не показало связи между РАС и КПК.

Но в то же время нельзя забывать, что отказ от проведения вакцинации вашему ребенку значительно повышает риск заражения и распространения таких инфекционных заболеваний, как коклюш, корь, дифтерия и т.п.

Факторы риска.

РАС поражает детей независимо от национальности или цвета кожи, но есть определенные факторы, увеличивающие вероятность появления этой группы патологий.

·  Пол. Мальчики в четыре раза чаще девочек подвержены РАС.

·  Семейная история.Семьи, в которых уже есть ребенок с РАС, подвержены более высокому риску рождения ребенка с этим же заболеванием.

·  Другие нарушения. Дети с некоторыми патологиями более подвержены риску РАС. Например: синдром ломкой Х-хромосомы – наследственное заболевание, вызывающее снижение интеллекта, а также возникновение опухолей в головном мозге; болезнь Туретта – неврологическое заболевание, которое характеризуется множественными моторными тиками; синдром Ретта – генетическое заболевание, которое встречается преимущественно у девочек, сопровождается замедлением темпов роста, снижением интеллекта, снижением функциональности верхних конечностей.

·  Сильно недоношенные дети. Родившиеся до 26 недели дети имеют высокий риск появления РАС.

·  Возраст родителей. Высказываются предположения, что у родителей пожилого возраста выше риск рождения детей, подверженных РАС. Однако необходимы дополнительные исследования, чтобы доказать эти предположения.

Диагностика.

Ваш педиатр должен обращать внимание на признаки задержки развития ребенка во время профилактических осмотров. При малейшем подозрении на РАС у вашего ребенка вы будете направлены к специалисту, который занимается этой проблемой (детский невролог или психолог).

Степень тяжести РАС определить довольно трудно, не существует конкретной методики постановки диагноза. Но врач может проводить такие действия:

·  Осмотреть ребенка и уточнить у вас, как изменялись его социальные и коммуникативные навыки, поведение.

·   Предложить ребенку тесты оценивающие уровень разговорной речи ребенка, его уровень развития и коммуникации.

·  Привлечь других специалистов к определению диагноза.

·  Использовать генетическое обследование.

Лечение.

Не существует каких-либо универсальных схем терапии этой группы патологий. Выбор процедур и мероприятий для каждого конкретного ребенка может быть огромным.

Цель лечения заключается в максимальном развитии способностей ребенка, уменьшении проявлений симптомов РАС и поддержке в обучении. Ваш врач поможет вам определить степень вашего участия в лечении и предложит следующее:

·  Терапия коммуникации и общения. Помогает уменьшить социальные, языковые и поведенческие проблемы. Ее цель - обучение новым навыкам, сближение с другими детьми. Не всегда пациенты перерастают симптомы РАС, но возможность жить полноценной жизнью очень велика.

·  Терапия, направленная на образование. Дети с аутизмом хорошо реагируют на тщательно структурированные образовательные программы. Дети дошкольного возраста, с которыми проводят интенсивные обучающие занятия, часто показывают прекрасные результаты.

·  Семейная терапия. Родители и другие члены семьи могут научиться, как лучше играть и взаимодействовать со своими детьми. Это необходимо для того, чтобы улучшить у маленьких пациентов поведенческие реакции и обучить их модели поведения в обществе.

·  Медикаментозная терапия. Нет таких препаратов, которые могут избавить ребенка от РАС, но отдельные лекарства помогают контролировать симптомы. Например, антидепрессанты показаны при тревоге и беспокойстве, а антипсихотические препараты нужны для лечения тяжелых поведенческих проблем.

Решение сопутствующих медицинских состояний.

Дети с РАС могут иметь такие проблемы как эпилепсия, нарушения сна, ограничение предпочтений в еде, заболевания желудочно-кишечного тракта. Поинтересуйтесь у врача, как оптимально решать данные проблемы.

Обязательно ведите учет приёма медикаментов вашим ребенком. Некоторые лекарства и пищевые добавки при взаимодействии могут вызывать опасные побочные реакции.

У подростков с РАС ухудшение состояния может быть спровоцировано изменением их внешности, повышением социальной ответственности.

Поддержка для родителей и других членов семьи.

Воспитание и забота о ребенке с РАС может быть физически утомительным и эмоционально опустошающим. Следующие предложения помогут вам сохранить моральное здоровье.

·  Найдите команду опытных специалистов. Вы будете принимать важные решения, которые касаются лечения и образования вашего ребенка. Команда, которая будет координироваться вашим лечащим врачом, может включать социальных работников, знакомых с аутизмом, учителей и врачей, имеющих отношение к данной патологии.

·  Обязательно выделяйте время для себя и своих близких. Уход за ребенком с РАС может оказывать влияние на отношения между остальными членами вашей семьи. Для того, чтобы избежать эмоционального выгорания, сделайте небольшой перерыв и займитесь любимым делом. Постарайтесь запланировать встречи наедине с супругом или супругой и остальными детьми, даже если это просто совместный просмотр фильма или чтение книги на ночь.

·  Найдите другие семьи со схожей проблемой. Они могут дать вам полезные советы, о которых вы еще не слышали.

·  Изучите всю информацию об этом заболевании самостоятельно. Существует множество мифов и не правдивой информации об аутизме. Поиск истины поможет вам лучше понять своего ребенка.

·  Будьте в курсе новых технологий и методов лечения. Постоянно ведутся новые исследования и поиск новых подходов к лечению РАС - следите за деятельностью центров по контролю и профилактике этой патологии.

Об альтернативных методах лечения вы сможете прочитать здесь.