Офіційна сторінка дитячої амбулаторії «Педіатр Плюс»
+38 (057) 754 99 79, +38 (095) 717 70 48, +38 (097) 708 64 67, +38 (093) 535 85 42

Задержка речевого развития

розділ: Дитяча неврологія,   дата: 18.06.2018,   автор: Буренок А.С. по материалам www.healthychildren.org      


Дети начинают общаться задолго до того, как скажут первое слово. Их плач или улыбка помогают нам понять, что они хотят. Читайте ниже о том, как дети общаются и что делать, если есть подозрение на задержку в развитии речи.

Основные этапы развития в течение первых 2 лет жизни

Дети развиваются с разной скоростью, но есть некоторые вещи, которые они могут делать в определенном возрасте. Если у Вас есть вопросы по развитию ребёнка, задайте их педиатру. В случае задержки речевого развития раннее вмешательство играет большую роль.

К 1-му году жизни ребенок:

• поворачивается в сторону источника звука и находят его

• откликается на своё имя (практически всегда)

• машет «пока»

• смотрит туда, куда Вы указываете и говорите: «Посмотри на...»

• лепечет с интонацией (повышают и понижают голос, как бы говоря предложениями)

• «говорит» с Вами по очереди (слушает Вас, когда Вы говорите, затем лепечет сам, когда Вы молчите)

• произносит «па-па» папе и «ма-ма» маме

• произносит хотя бы одно слово

• указывает пальцем или при помощи звуков на предмет, который хочет, но не получается достать самому

Ребёнок в возрасте между 1-м и 2-м годами:

• выполняет простые задания, которые взрослый просит словами и жестами, а затем просто словами

• приносит предметы из другой комнаты, если попросят

• указывает на некоторые части тела, если назвать их

• указывает на интересующие предметы или действия, чтобы Вы тоже посмотрели

• приносит предметы, чтобы показать Вам

• указывает на предметы, чтобы Вы их назвали

• называет некоторые предметы или картинки, которые Вы показываете

• предпочитает игры в «понарошку». Играет с Вами или с игрушкой или куклой, используя слова, жесты

• к 2 годам изучает по 1 новому слову в неделю

Ребёнок 2 лет:

• указывает на части тела и знакомые предметы

• указывает на рисунки в книге

• выполняет простые команды, например, «Поставь чашку на стол»

• может произносить 50-100 слов

• говорит несколько фраз: «Папа пошёл», «Никого нет»

• может сказать несколько предложений из 3 слов: «Я хочу пить»

• в основном взрослые понимают, что ребёнок хочет в этом возрасте (половина случаев)

Развитие с задержкой

Если у ребёнка отмечается какой-то из нижеприведенных симптомов, необходимо получить консультацию врача. Также следует обратиться к врачу в случае, если ребёнок прекращает говорить или делать вещи, которые он делал ранее.

• не лепечет, как другие дети

• не улыбается Вам в ответ

• не замечает Вас, если Вы находитесь в комнате

• не обращает внимание на некоторые звуки (например, слышит звон или мяукание кота, но не отзывается на своё имя)

• действует так, как будто находится в «своём» мире

• предпочитает играть в одиночестве

• не интересуется или не играет с игрушками, а играет определенными предметами по дому

• проявляет настойчивый интерес к тем предметам, которыми дети его возраста обычно не интересуются (например, носит с собой фонарик или шариковую ручку, а не мягкую игрушку или любимую пеленку)

• говорит буквы алфавита, числа, слова, обращаясь к телевизору, а сказать человеку, что он хочет, не может

• может создаваться впечатление, что ребёнок ничего не боится

• по-своему проявляет чувство боли

• использует слова или фразы не типичные для ситуаций, повторяет определенный текст, услышанный по телевизору

Задержка речи

Задержка речи является самой распространённой формой задержки развития. По статистике 1 из 5 детей научится говорить и использовать слова позже остальных. У некоторых детей могут появляться поведенческие проблемы из-за огорчения, когда они не могут выразить то, что хотят.

Простые задержки речи иногда носят временный характер. Они могут сами по себе сойти на нет или с небольшой помощью членов семьи. Важно поощрять ребёнка общаться с Вами с помощью жестов и звуков, а Ваша задача как можно больше говорить с ребёнком, читать ему книги, начиная с грудного возраста. В некоторых случаях необходима профессиональная помощь.

Иногда задержка речи может быть сигналом более серьёзной проблемы, например, потери слуха, задержки развития в других сферах или расстройство аутистического спектра. Задержка речи в раннем детстве может свидетельствовать о проблемах с обучением, которые могут быть выявлены в школьном возрасте.

Важно оценить ребёнка, если у Вас есть подозрения на наличие задержки речи.

Что может сделать врач?

• задаст вопросы или попросит Вас заполнить опросник

• вступит в контакт с ребёнком, чтоб понаблюдать за поведением и оценить развитие

• предложит провести диагностику слуха, проведёт оценку речи ребёнка (экспрессивная речь) и возможность понимать речь и жесты других (импрессивная речь)

• проведёт оценку ребёнка по программе раннего вмешательства

Что ожидать после визита к врачу?

Если у Вас все ещё остаются сомнения после заверений врача, что все само наладится, послушайте мнение другого врача.

Если у ребёнка имеется задержка только в возможности говорить (экспрессивная речь), эффективными станут занятия дома.

Если ребёнок не говорит и не понимает обращённую речь, а слух у него в порядке, необходимо дальнейшее оценивание, которое покажет что имеет место у ребёнка: нарушение коммуникации, общая задержка развития, расстройство аутистического спектра или другая поведенческая проблема.

https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/toddler/Pages/Language-Delay.aspx